Буддизм

БУДДИЗМ, одна из мировых религий, зародилась в Индии в 5—4 вв. до н. э. Основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда).
Основа учения раннего буддизма — т. н. четыре благородные истины: существуют страдание, причина страдания, возможность от него освободиться и путь, который приводит к освобождению от страдания. Источник страдания — невежество, или неверное представление о мире; путь освобождения — следование учению Будды.

В буддизме все явления психического и материального мира рассматриваются как непостоянные: их пронизывают т. н. дхармо-частицы, находящиеся в непрерывном движении, словно поток. Для буддизма характерно отрицание существования души или собственного «Я». Человеческая личность сравнивается с пламенем светильника, которое непрерывно вспыхивает и угасает, создавая лишь видимость развития.
История Вселенной представляется как закономерное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели (сансара), не имеющее начала. Обрести свободу от сансары можно, лишь избавившись от желаний, страданий и привязанностей; срединный путь отрицал крайности в религиозной практике. При окончательном освобождении («нирвана» — «угасание») прекращается волнение дхармо-частиц.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных индийским обществом. В отличие от брахманизма и идуизма, сословно-кастовая и этническая принадлежность человека не считались существенной. Главным в достижении просветления признавалось духовное и нравственное самосовершенствование.
Многочисленные формы буддизма можно подразделить на 3 основных направления: хинаяну («малую колесницу»), махаяну («большую колесницу») и ваджраяну («алмазную колесницу»). Они не различаются в основных принципах и имеют общие корни, но развивают различные аспекты буддизма.
Хинаяна оформилось к 1 в. до н. э. и во 2—3 вв. н. э. насчитывала более 18 школ. Главное её отличие — утверждение, что на пути к просветлению невозможно оказать помощь другим существам или же от кого-либо её получить. Необходимым условием для самосовершенствования считается пострижение в монахи. Достигших освобождения своими силами и только для себя называют архатами. Достижение состояния архата и освобождение от круговорота рождений и смертей — высшая цель хинаяны.

Канон махаяны создавался в 1 в. до н. э. — 9—10 вв. н. э. Учение махаяны имеет более универсальный характер: состояния будды могут достичь не только монахи, но и миряне, а теоретически и все живые существа. Центральное место в махаяне занимает образ бодхисатвы. Он достигает просветления, но, в отличие от архата, продолжает перерождаться в сансаре из-за великого сострадания, чтобы помочь всем существам также получить освобождение.
Ваджраяна возникла в сер. 1 тыс. н. э. Её учение почти идентично махаяне, однако упор в нём делается на достижении состояния будды за одну человеческую жизнь. Поэтому наряду с методами махаяны широко используются различные йогические практики.

В Индии буддизм пережил несколько эпох расцвета, особым покровительством пользовался при Ашоке (268—232 гг. до н. э.). Результатом миссионерской деятельности этого правителя стало распространение буддизма в соседних странах, в т. ч. на Шри-Ланке; при нём сооружены первые памятники буддийского зодчества. Буддизм был широко распространён при Кушанах на севере и Сатаваханах на юге Индостана (2—3 вв.), при Гуптах (5 в.), Харше (7 в.) и Палах (8—11 вв).
К кон. 1 тыс. он утрачивает свои позиции в Индии, но становится популярным в Средней и Юго-Восточной Азии, проникает в Китай, через него в Корею и Японию, во Вьетнам, позже в Непал, Бутан, Тибет, Монголию, Центральную Азию.
В современной Индии буддизм существует гл. обр. в тибетском варианте (см. ст. Ламаизм). После потери Тибетом независимости его духовный глава (Далай-Лама XIV) находится здесь с сотнями тысяч беженцев. Ныне существует множество школ и направлений махаяны и ваджраяны. В Южной Азии широко распространена одна школа хинаяны — тхеравада (учение старейшин).

Главная страница

Буддизм