Григорий Палама

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296 или 1297, Константинополь — 1359, Салоники), византийский церковный деятель, теолог и мистик. Один из основоположников исихазма.

Григорий Палама

Григорий Палама

Из знатного землевладельческого рода. Рано остался сиротой, воспитывался при дворе императора Андроника II Палеолога. Ок. 1317 г. принял постриг и удалился на Афон, где под руководством старцев познакомился с издавна там бытовавшей практикой умных (безмолвных) молитв в состоянии глубочайшей самоконцентрации. В 1330—40-х гг. являлся настоятелем нескольких монастырей. С другими православными иерархами участвовал в политической борьбе на стороне претендовавшего на трон Иоанна Кантакузина. В 1344—47 гг. за свои взгляды подвергался аресту и заточению. В 1350 г. рукоположен в сан митрополита Солуни (современные Салоники). Во время турецкого нашествия в нач. 1354 г. попал в плен, через несколько месяцев освободился.

С кон. 1330-х гг. развернул полемику о природе, принципиальной постижимости Бога и истинности духовных озарений с Варлаамом Калабрийским, сторонником рационалистического и гуманистического подхода к вере, убеждённым критиком афонских порядков. В 1338 г. в сочинении «Триады в защиту священно-безмолвствующих» выступил с учением о «Фаворском свете», ставшем основой движения исихастов.

Согласно Григорию, истинное познание божественной сущности возможно исключительно через погружение молящегося в экстатическое состояние, в котором на человека снисходит небесное сияние. В 1340—41 гг. Палама развил эту идею в теорию самовыявлений (священных энергий): многообразие излучений, посылаемых Богом в мир, пронизывает реальность и может быть воспринято верующими.

В 1351 г. на Влахернском соборе восточное духовенство признало доктрину исихазма не соответствующей духу и букве Священного Писания. Григорий был подвергнут анафеме Папой Римским, а Варлаам — патриархом Константинопольским. Итоги спора привели к дальнейшему размежеванию православия и католичества.
Отстаивая свою позицию, Григорий резко критиковал любые формы обмирщения культуры и, следовательно, возрождение в науке и искусстве традиций Античности. Под влиянием его авторитета, поддержанного афонским монашеством, в Византии не получили распространения гуманистические тенденции. Официальное принятие проповеди Паламы о единственности мистического пути и его отрицания свободы разума в изучении действительности оградили Восток от переживавшего Ренессанс Запада.
В 1368 г. канонизирован Православной церковью.

Главная страница

Григорий Палама