Легизм

Легизм, фа-цзя («школа закона»), китайская философская школа, создавшая целостное этико-политическое учение об управлении человеком и государством.

Легизм

Легизм. Преданные и верные управляют государством.

Легизм зародился ок. 6 в. до н. э. и сформировался в эпоху Чжаньго, вобрав некоторые элементы даосизма. Расходился с конфуцианством в вопросе о методах управления. Был официальной идеологией Цинь. В Хань включён в ставшее официальной идеологией конфуцианство. Сыграл важную роль в развитии права и институтов китайской государственности, сохранявшихся вплоть до Синьхайской революции 1911-1913 гг.

На рубеже 19—20 вв. использован при обосновании ограничения власти императора, в 1920 — 1940-х гг. — теоретиками Гоминьдана. В КНР в ходе кампании критики Линь Бяо и Конфуция объявлен прогрессивным реформаторством, идейным предшественником маоизма.
Краеугольные камни легизма — почитание власти, милитаризм, законотворчество. Принцип верховенства закона над государем, а также над мудростью и знаниями, отвлекающими людей от исполнения обязанностей, сформулировал Гуань Чжун. Вероятно, он же предложил использовать наказание как основной метод управления (наряду с поощрением).

Цзы Чань в нарушение традиции кодифицировал уголовное право, создав Уложение о наказаниях. Шэнь Дао дал определение властной силы. Шэнь Бу-хай призывал возвышать государя и принижать чиновников — исполнителей его воли. Автор трактата «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») Шан Ян видел в государстве машину, управление которой облегчает оглупление народа. Он считал, что власти должно быть сильной и заботиться об армии, а народу следует пахать и воевать. Хань Фэй синтезировал положения предшественников.

Легистская концепция деспотического управления включала также: государственное регулирование экономики; поднадзорность, личную ответственность и сменяемость чиновников; допущение к административным постам не по рождению, а по преданности императору. Контролю подлежало всё, вплоть до сквозняков в жилищах.

Главная страница

Легизм