История

Главная страница -> В -> Василий Великий

Поиск по сайту:

Василий Великий

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330, Кесария Каппадокийская — 379, там же), святитель, византийский богослов, один из отцов Церкви. Сын святого Емилии, брат святых Григория Нисского и Петра Севастийского, преподобной Макрины и праведной Феозвы.
Юношей посещал школы Кесарии, Константинополя, Афин, где изучал основы философии Платона, риторику, юриспруденцию, математику, медицину, естествознание. Среди его знакомых того времени особое место занимает Григорий Богослов. Возникшую в стенах школы дружбу отцы Церкви пронесли через всю жизнь.

Василий Великий

Василий Великий с житием. Икона. Нач. 17 в.

По окончании учёбы интерес к церковной жизни и монашеской аскезе побудил молодого человека принять крещение и отправиться в путешествие по Египту, Сирии и Палестине. По возвращении Василий основал пустынь, слава об аскетических порядках которой распространилась по округе и вызвала волну подражаний. В это время им создан свод правил иноческой жизни, положенный в основу уставов многих средневековых монастырей.

С сер. 360-х гг. Василий играл важную роль в политической и религиозной жизни Византии. В 370 г. он стал епископом в родном городе и возглавил оппозицию насаждавшемуся администрацией императора Валента арианству. В 371 г. при его участии создана Ново-Никейская лига, отстаивавшая установления 1-го Вселенского собора (325). В результате действий лиги в 381 г. окончательно утверждён Никейский Символ веры.

Среди богословских и догматических трудов Василия Великого наиболее известен цикл проповедей «Девять бесед на Шестоднев» — пространный комментарий к 1-й главе книги Бытия Библии. Цель автора состояла в проповеди Евангелия образованным грекам, для чего основные постулаты христианской космогонии изложены в категориях эллинизма.

Важная веха в развитии средневековой учёности — 22-я гомилия (беседа) святителя Василия, в которой он выступил в защиту классической философии и литературы. В трактате «О Святом Духе» для обоснования своей позиции в тринитарных спорах использовал философский и логический инструментарий неоплатонизма, сравнительное языкознание и др. научные методы. Авторитет святителя был столь высок, что с этого времени привлечение для разрешения богословских вопросов работ древних философов перестало восприниматься как ересь.

Перу епископа Василия принадлежат вошедший в богослужебный обиход православных церквей чин Литургии и «Нравственные правила», регламентирующие бытовое поведение христиан.

Василий Великий

Рекомендуем:

Яндекс.Метрика