Гуманизм
ГУМАНИЗМ, мировоззрение, возникшее в Италии в эпоху Ренессанса в связи с открытием и изучением произведений Античности; противостоял схоластике, проявился в сфере науки, искусства, культуры.
Гуманизм был идеологией новых явлений в экономике, политике, общественной жизни Италии. Гуманисты ставили в центр мироздания человека — всесторонне развитую личность, от природы склонную к добру, акцентировали внимание на ценности земной жизни.
Ряд учёных выделяют 3 этапа в развитии гуманизма.
1-й этап (14 — 1-я пол. 15 в.) связан с Италией, где творили А. Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Ф. Петрарка (его считают первым гуманистом) и Дж. Боккаччо очертили круг основных проблем. В 15 в. разрабатывались идея служения во имя общего блага (К. Салюгати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти), теория и практика нового воспитания (В. да Фельтре), новая этика (Л. Валла, К. Раймонди), научный метод в филологии (Л. Валла); проблема достоинства — особого места человека (Дж. Манетти).
На 2-м этапе (2-я пол. 15 в.) усилился интерес к философии Платона. Гуманисты объединились в Платоновскую академию (Флоренция, действовала с 1462 г.). Её представители (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), решая проблему достоинства человека, возвысили его почти до уровня Бога.
В 16 в. под влиянием Итальянских войн, Реформации и Контрреформации, Великих географических открытий гуманизм стал менее оптимистичным. Он охватил новые области знания (политическая наука, история, натурфилософия, астрономия) и страны: Францию (М. Монтень), Нидерланды (Эразм Роттердамский), Германию (У. фон Гуттен), Англию (Т. Мор, У. Шекспир), Испанию (X. Л. Вивес, М. Сереет). В Италии в это время работали Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Дж. Бруно, Т. Кампанелла и др.
Центрами гуманизма были университеты. Его идеи повлияли на развитие культуры Нового времени (17—19 вв.), разработку идей естественных прав и природы человека, разумного эгоизма и др. Ныне гуманистические воззрения развивают Международная академия гуманизма и др. организации.
Гуманизм
|