Ереси

ЕРЕСИ, религиозные течения в христианстве, оппозиционные официальной Церкви в догматических и богослужебных вопросах.
В 1—2 вв., в период становления христианства, разрозненные сообщества верующих под руководством епископов не имели единой культовой системы. Различия в толковании природы Иисуса Христа, Богоматери и Троицы, эсхатологических идей, роли и полномочий нарождающейся иерархии священнослужителей, а также иудаистские традиции и античная философия (неоплатонизм и др.) послужили основой для формирования первых ересей.

Ереси

Ереси. Несторианская церковь в Китае. Ок. 640 г.

После признания императором Константином Великим христианства господствующим верованием Римской империи Церковь, заручившись поддержкой гражданских властей, выступила против всех отклонений от узаконенной формы учения. Крупнейшее подобное движение 4—6 вв. — арианство объявлено ересью на 1-м Никейском (325) и 1-м Константинопольском (381) Вселенских соборах, фактически искоренено к 8 в.
В 5 в. репрессии коснулись сторонников несторианства, они были вынуждены покинуть родину и переселиться на восток. Во 2-й пол. 5—7 вв. распространение во всех слоях столичного и провинциального византийского общества монофизитства стало причиной социальных потрясений. В нач. 7 в. оформилась монофелитская доктрина, нацеленная на примирение монофизитских и православных теологов. Авторитет главного её противника — Максима Исповедника и осуждение на Латеранском (649) и 2-м Константинопольском Вселенском (680—681) соборах способствовали утверждению ортодоксии.

Недовольство прихожан обогащением и самоуправством священнослужителей в сер. 2 в. вылилось в образование секты монтанистов, практиковавшей принудительную бедность и суровую аскезу. Экстатическое состояние, в которое ввергали себя монтанистские «пророки», позволило объявить их одержимыми дьяволом и к 9 в. разгромить.
Одним из главных протестных движений эпохи был донатизм, зародившийся в Северной Африке в 311 г. и названный по имени лидера противников назначения на епископские должности лиц, участвовавших в преследовании христиан, и вмешательства императорской администрации в дела Церкви. Конфронтация продолжалась до 411 г., когда император Гонорий запретил донатистские собрания. Последние известия о них относятся к 7 в.

С 8 в. в православном и с 11 в. в католическом мире получили распространение народные дуалистические ереси, вызванные тяжёлым положением малоимущих крестьян и горожан. Антифеодальная и антицерковная социальная составляющая многих из этих течений (богомилы, павликиане и др.) вызвала противодействие не только папства, но и светских правителей. В 11—13 вв. массовый характер приобрела ересь катаров, выступавших против церковной собственности и большинства таинств. Моральная чистота вождей катарских общин («совершенных») и их аскетический образ жизни привлекали многих жителей Северной Италии, Лангедока и др. районов. Наиболее значительными проявлениями катаризма стали ереси альбигойцев и вальденсов («лионских бедняков»), В ходе жесточайших репрессий кон. 12—14 вв. (см. ст. Альбигойские войны) манихейские ереси были уничтожены.

Стремление возродить «евангельскую бедность», хилаизм (вера в царство добра и справедливости на земле) и учение Иоахима Флорского в 13—15 вв. породили плебейские ереси апостоликов и дольчинистов в Италии, лоллардов в Англии, таборитов в Чехии, являвшихся ударной силой крестьянских восстаний (см. ст. Гуситы). Критика нравов погрязшего в роскоши католического духовенства составляла основу движений фратичелли и др. нищенствующих проповеднических групп.
Бюргерские ереси 12—15 вв., представленные в идеях Арнольда Брешианского, Дж. Уиклифа, Я. Гуса, и связанные с ними антипапские политические теории Марсилия Падуанского, У. Оккама и др. заложили фундамент будущей Реформации. В 16—19 вв. многие секты, признаваемые католицизмом еретическими, были преобразованы в протестантские религиозные организации.

Главная страница

Межкомнатные двери веллдорис Velldoris master-dors.ru.

Ереси