История

Главная страница -> Л

Поиск по сайту:

Л

Лакедемон Легизм Лондон
Лакшми-Баи Легион Лотарингия
Ламаизм Лейпцигская битва Луддизм
Лангобарды Лейф Эйриксон Лук
Ланда Диего де Кальдерон Леньяно Лукреций
Лао-Цзы Леонардо да Винчи Лукулл
Ларуш Линдон Леонид Лула да Сильва
Лас Касас Бартоломе де Лепанто Лумумба Патрис
Ласкариды Либерализм Люблинская уния
Ласко Ливий Тит Людовик IX Святой
Латиноамериканских стран образование Лига наций Людовик XI
Латинская империя Ликург Людовик XIV
Латифундия Лилберн Дон Людовик XV
Латынь Линкольн Авраам Людовик XVI
Лафайет Мари Жозеф Поль Литовское княжество великое Лютер Мартин
Лев III Исавр Ллойд Джордж Лютеранство
Лев VI Мудрый Лойола Игнатий
Левеллеры Ломбард
Левктры Ломбардская лига

Миланский период Леонардо да Винчи

Миланский период Леонардо да Винчи.
В 1482 году Леонардо да Винчи уехал из Флоренции и перебрался в Милан, фактический правитель которого герцог Лодовико Сфорца (более известный по прозвищу Моро мавр) высоко ценил его как инженера-изобретателя и как художника. В Милане да Винчи работал 18 лет в качестве архитектора, гидротехника, военного инженера, создателя множества механизмов, инженерных сооружений и технических устройств.

К данному периоду его жизни относятся заметки главным образом по строительной механике, теории строительства арок и сводов. Однако своими техническими изобретениями Леонардо приумножил практически все области современной ему науки. Себя он называл учёным и инженером.

Леонардо да Винчи

Но эта грань его таланта должным образом не была оценена в 15 и 16 веках. Его многочисленные механические изобретения использовались лишь для организации сложных зрелищ или дипломатических подарков для лиц, с которыми вёл переговоры его патрон. Высоко ценились только его фортификационные предложения. Известен такой случай.

Правитель Милана, командуя войсками во время войны, предпринял осаду какого-то города с высокой защитной стеной. Для атаки необходима была осадная башня, которая была бы выше стены. С неё предполагалось обстреливать защитников города. Леонардо, оценив возможную прочность стены, предложил не строить башню, а только на показ осаждённым демонстрировать строительство. Видя, как кипят работы, горожане стали наращивать свои стены, а они были старыми, дополнительную нагрузку с трудом выдерживали и развалились при первом же выстреле.

Конечно, этот случай может быть легендой из числа тех, что во множестве распространялись о Леонардо. Но иногда народная молва вычленяет что-то такое в человеке, чего он и сам о себе не знает, о чём и наука не узнала бы, если бы не эти байки. Так, довольно уверенно можно предположить, что медлительный и мечтательный, но зоркий и наблюдательный Леонардо был привлечён к военным делам не как практикующий фортификатор, а скорее как научный консультант.

В Милане Леонардо усиленно работал над расширением и совершенствованием местной системы каналов. Ряд внутригородских и соединявших Милан с окрестностями каналов считаются выстроенными под его руководством.

К миланскому периоду относится много заметок Леонардо по механике. Он пишет: «При исследовании вопросов естествознания я превыше всего делаю разнообразные опыты, ибо моя цель - решить задачу на основе опыта и потом доказать, почему тела вынуждены действовать данным образом».

Такой подход в корне противоречил умозрительной «науке» Средних веков, в которой практика считалась уделом рабов и ремесленников. Леонардо предвосхитил тот экспериментальный метод, который лёг в основу всего последующего развития науки.

В своих отдельных доказательствах и формулировках в разделе механики он вообще нередко вплотную подходил к выводам, вошедшим в науку много позже. Например, в записях Леонардо есть прообраз закона Ньютона о действии и противодействии, верное определение натяжения нити, закреплённой за 2 конца, исключительно смелая постановка вопроса о сопротивлении материалов, трактовка проблемы трения, предвосхитившая достижения механики на 2 века, и др.

Особенно интересны работы Леонардо по летательным аппаратам. Тяга к полёту у художника зародилась чуть ли не с младенчества. Символичен такой рассказ Леонардо да Винчи: «Помню, как однажды я пробудился в своей колыбели. Мне послышалось, что большая птица приоткрыла крылом мне рот и погладила перьями по губам». Он всё время рисовал и рисовал птиц. Начав с чисто изобразительного экспериментирования, Леонардо постепенно стал понимать, что для серьёзного решения проблемы полёта нужно детально изучить его, выяснить, как летают живые существа, прежде всего птицы. Наблюдая за ними, Леонардо всё время сталкивался с вопросами механики: о парении в воздухе, об инерции, о сопротивлении воздуха... Попытка сделать машину, копирующую движения птиц, вылилась в конструкцию весьма непростой системы блоков, тросов, рычагов, т.е. снова потребовала хорошо знать основы механики.

В разгар этих работ в записях Леонардо появляется следующая мысль: «Птица - есть аппарат, работающий в соответствии с основами математических законов, причём вполне в человеческих силах сделать аналогичный аппарат со всеми его движениями». «Вполне в силах человеческих» - вот доминанта всей эпохи Возрождения, эпохи, которая подвигла к поискам всё поверившее в себя человечество.

Миланский период Леонардо да Винчи

Рекомендуем:

Яндекс.Метрика