История

Главная страница -> В -> Вольтер

Поиск по сайту:

Вольтер

ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ) (1694, Париж - 1778, там же), французский философ, историк и писатель эпохи Просвещения, член Французской академии (с 1746).

Вольтер

Вольтер

Сын нотариуса. Окончил иезуитский коллеж Святого Людовика (1711). Служил секретарём при французском посольстве в Гааге (1712—13). В 1717 г. за эпиграмму в адрес регента Франции арестован и заключён в Бастилию почти на год. В 1718 г. трагедия «Энеида» и эпическая поэма «Генриада», посвящённая королю Генриху IV, подписанные новым именем — де Вольтер, имели успех: регент пожаловал автору пенсию и пригласил на должность придворного поэта. В 1725 г. за ссору с шевалье де Роганом Вольтера арестовали, посадили в Бастилию, в 1726 г. выслали в Лондон.

По возвращении в 1729 г. во Францию он обратился к жанру истории и в 1731 г. опубликовал «Историю Карла XII». В «Философских письмах» (1733) показал преимущества общественного строя Англии перед французским абсолютизмом; сочинение было приговорено к сожжению (1734), а Вольтер укрылся в замке своей почитательницы и подруги мадам дю Шатле. Здесь написаны философские сочинения, начата работа над «Веком Людовика XIV» (издана в 1751 г.).

С 1745 г. приближен ко двору Людовика XV. В 1750 г. по приглашению прусского короля Фридриха II Великого он обосновался в Потсдаме. В 1753 г. (после ссоры с королём, желавшим командовать философом, как своими солдатами) бежал в Женеву, затем перебрался в замок Ферне на границе с Францией. В этот период Вольтер опубликовал «Опыт о нравах и духе народов» (1756), философскую повесть «Кандид» (1758), «Историю Российской империи в царствование Петра Великого» (1759—63), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Философский словарь» (1764). В 1778 г. вернулся в Париж.

Вольтер — последователь Дж. Локка, деист. Центральная для его творчества проблема смысла и цели человеческого существования связана с проблемой религии. Признавал существование Бога как перводвигателя Вселенной, её высшего разумного начала, но был противником религиозной нетерпимости, ханжества. Критика политического произвола во Франции, вера в разум и естественные права человека, обоснование необходимости просвещённой монархии оказали огромное влияние на общественное развитие в Европе.

Вольтер

Рекомендуем:

Яндекс.Метрика