Ацтеков мифологияАЦТЕКОВ МИФОЛОГИЯ, восходит к единым мезоамериканским истокам; вобрала мифы разных народов Центральной Мексики. Мир ацтеков делился на 3 уровня. В каждом из них выделялись 4 части (по странам света) и центр, где находился бог огня — Уэуэтеотль (или Шиутекутли). Кецалькоатль (Пернатый змей) Пантеон ацтеков сложен. Бог Ометеотль воплощал двойственность (его женское начало — Ометекутли, мужское — Омесиуатль). Божества, ведавшие направлениями мироздания, отличались цветом: на севере — чёрный Тескатлипока, олицетворение ночного неба; на западе — белый Кецалькоатль, ведавший ветром; на юге — голубой Уицилопочтли; на востоке — красный Шипетотек. Коатликуэ почиталась как богиня земли и полодородия, а Тласольтеотль — как богиня плоти. Людей создал Кецалькоатль с помощью своего близнеца Шолотля (тот возвращал к жизни души умерших). Главными богами считались Уицилопочтли («драгоценный колибри», «бесценный левша»), появление которого связано с Солнцем, и Кецалькоатль («пернатый змей») — творец всего сущего. Оба они и исторические, и мифические персонажи. Согласно мифу об основании Теночтитлана, Уицилопочтли указал ацтекам места обетованные, куда они и прибыли. История рождения этого бога относится к мифам о непорочном зачатии. В храме на пирамиде Коатепек (по дороге в Тулу) жила вдова Коатликуэ («носящая юбку из змей»). Однажды она увидела, как с неба упало роскошное перо, и непорочно забеременела. Старшая дочь женщины Койольшауки (Луна), узнав о беременности матери, оскорбилась, рассказала обо всём южным братьям Сенцон Уицнауаки («бесчисленным звёздам») и убедила их убить мать. Один из них, Куаутликак, втайне пришёл к матери и рассказал ей о планах убийства. К моменту, когда братья-заговорщики добрались до матери, Уицилопочтли уже родился. Помощник поджёг змею Шиукоатль (Млечный Путь), словно факел. Этой змеёй, словно мечом, Уицилопочтли отрубил голову Койольшауки. Братья в ужасе бросились бежать. Уицилопочтли догнал их и перебил, надел на себя знаки военной доблести и превратился в Солнце. За образами кровавого мифа видны астрономические представления ацтеков, в основе которых лежали циклы Солнца. Эсхатологические мифы повествовали о космических циклах — «Солнцах»: каждый из них начинался с создания мира и заканчивался концом света. После сотворения земли и солнца (пространства и времени) в 4-й день Атля («воды») наступило Первое Солнце — эпоха воды. В результате катастрофы всё исчезло, погрузившись в воду. В 4-й день Оселотля («оцелота») наступило Второе Солнце — эпоха тьмы. Исчезло небо, и Солнцу негде было перемещаться. В эту эпоху жили гиганты. В 4-й день Киауитля («дождя») наступило Третье Солнце — эпоха огненного дождя, когда горели камни и появились скалы. В 4-й день Эхеатля («ветра») наступило Четвёртое Солнце — эпоха ветра, который всё унёс, люди превратились в обезьян и разбежались по лесам. В 4-й день Оллина («движение», «землетрясение») наступило Пятое Солнце — эпоха движения, когда всё «катится» вроде ритуального мяча. Старики предсказывали, что эта эпоха тоже закончится: наступят землетрясения и голод, от чего все ацтеки погибнут. В 15 веке ацтекский философ и поэт, правитель Тескоко (1402—1472) Несауалькойотль приказал воздвигнуть храм Неизвестному Богу, Творцу всего сущего в виде высокой башни и без единой статуи или изображения. Бог без образа и объясняющего мифа был назван Ипальнемоуани («Тот, из-за кого мы живём»). Ацтеков мифология |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||