Даосизм
ДАОСИЗМ, наряду с конфуцианством и буддизмом основное религиозно-философское учение Китая.
Как философия («школа дао») возник в 6—5 (по другой версии — в 4—3) вв. до н. э. В религию («учение дао») трансформировался к 1—2 вв. н. э. Его учение формировалось в южных царствах (Чу и др.) на основе религии шаманского типа (см. ст. Язычесто). Представлен учениями Лао-цзы (его считают основоположником), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу и зафиксирован в названных их именами трактатах «Лао-цзы» («Дао дэ цзин»), «Чжуан-цзы», «Ле-цзы». В 1 в. до н. э. — 5 в. н. э. сложился как религиозная организация. В дальнейшем развивался гл. обр. в религиозном плане. Свод канонических книг («Дао цзан») сложился к 12 в.
Даосизм. Чжуан-цзы.
Помимо ортодоксальных, в даосизме возникали еретические течения, становившиеся идеологией повстанцев (так было, например, с «Жёлтых повязок» восстанием). В нач. 5 в. он был провозглашён государственной религией. В эпоху Тан Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. канонизированы. После 10 в. утратил поддержку государства. Оказал влияние на формирование неоконфуцианства. Сохранился как синкретическая народная религия. В КНР в 1951—53 гг. шла борьба с тайными даосскими сектами.
Даосизм. С годами увеличивается долголетие.
Центральные понятия даосизма — дао, дэ и у вэй. Дао («путь вещей») — всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Дао трактуется так: отделённое от всего, пребывающее в покое, недоступное восприятию, безымянное, порождающее небытие, дающее начало небу и земле — и всепроникающее, изменяющееся и действующее, доступное познанию, выразимое в понятии, порождающее бытие. В легизме дао — первопричина возникновения «тьмы вещей» и «тьмы принципов», определяющих вещи. Противопоставляются справедливое («небесное») и порочное («человеческое») дао.
Дэ — атрибут вещей, через него в мире вещей проявляется незримое и неслышимое дао. У вэй (недеяние, пребывание в покое) — отсутствие действия, идущего вразрез с дао, гармония с ним. Недеяние (у вэй) в этическом плане предполагало уступчивость, отказ от желаний и борьбы, а в политическом — призыв к правительству не вмешиваться в жизнь народа.
Для даосизма характерно приятие добра и недобра, нацеленность на постижение признаваемых неизменными законов всеобщих изменений во Вселенной. Первоначальное представление о равноценности жизни и смерти в начале н. э. сменилось признанием высшей ценности жизни (бытия), в т. ч. индивидуальной. Из принципов естественности и недеяния вытекало следование естеству вплоть до слияния с ним (путём самоотождествления с дао). Притчи «Чжуан-цзы» призывали человека соблюдать естественные законы и быть близким к природе, нацеливали его на постижение истины.
Даосизм оказал существенное влияние на развитие культуры, философии, науки и искусства Китая: стимулировал накопление знаний о природе, сыграл позитивную роль в развитии китайской живописи.
Даосизм
|