Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225 или 1226, замок Роккасекка — 1274, монастырь Фоссануова), католический философ и богослов.
Из рода графов Аквинских. В 1243 или 1244 г. принял монашество и вступил в монашеский орден доминиканцев. Получил свободное и теологическое образование в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино и университетах Неаполя (1239-44), Парижа (1245-48) и Кёльна (1248-52). Ученик Альберта Великого. В 1257 г. получил степень магистра Парижского университета. В1259-69 гг. преподавал богословие в Ананьи, Орвието, Риме и др. итальянских городах. В 1260-х гг. занимал должность советника при папском дворе, выступал за подчинение науки церковным догматам, а светского образа мышления — религиозному. В 1269-72 гг. проживал в Париже, где читал лекции в университете и резко критиковал аверроизм (трактат «О единстве интеллекта против аверроистов»), В 1272 г. отозван Папой Григорием X в Италию. Скончался по пути на Лионский собор.
Осуществил систематизацию схоластики. Разработал философскую систему (томизм), в 1879 г. признанную папством единственно верной для католиков. В главном труде, «Сумма теологии» (не завершена), с позиции адаптированной к христианству логики Аристотеля развил тезис о подчинённом положении философии по отношению к теологии. Рассматривал веру как основной инструмент познания. Используя схоластический принцип постижения истины через откровение, обосновал существование Бога.
В «Сумме против язычников» призывал духовенство и инквизицию к искоренению ересей. В ряде работ («О правлении государей» и др.) сформулировал восходящую к Папе Римскому Григорию VII идею о высшей власти римского понтифика над светскими монархами как наместника Иисуса Христа на земле. Допускал народные восстания против несправедливости и тирании правителей. Автор комментариев на сочинения Аристотеля, Боэция, Петра Ломбардского.
В 1323 г. по инициативе Папы Иоанна XXII канонизирован Католической церковью. В 1567 г. объявлен «учителем церкви».
Триумф святого Фомы Аквинского
Фома Аквинский
|