Григорий Богослов
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (Григорий Назианзин) (ок. 330, Арианз, близ Назианза Каппадокийского, — ок. 390, там же), святитель, византийский философ и поэт, один из отцов Церкви.
Как и его друг Василий Великий, получил блестящее светское образование в школах Кесарии Каппадокийской, Александрии Египетской и Афин. Это во многом определило его дальнейшее творчество, в котором с основами христианства соседствовала античная логика. По завершении учёбы принял крещение и удалился в пустынь, основанную Василием Великим. Несмотря на склонность к уединению и литературному творчеству, принял сан пресвитера, в 372 г. возглавил церковную общину городка Сосима.
Святой Григорий Богослов
В 378 г. православные христиане Константинополя, ущемлённые в правах арианским большинством, пригласили Григория к себе. Пламенные речи Назианзина привлекли к нему новых последователей и вызвали агрессию оппонентов: в 379 г. во время пасхальной службы ариане и аполлинаристы избили проповедника. Угрозы расправы не остановили его деятельность.
Её успех привёл Григория на место председателя созванного Феодосием I Великим 1-го Константинопольского Вселенского собора (381). Участие в догматических спорах на соборе — его наиболее значимое публичное выступление. Благодаря его красноречию, подкреплённому цитатами из Библии и авторитетом других каппадокийцев (Василия Великого, Григория Нисского), был принят Никейский Символ веры (325). По ряду догматических вопросов Григорий разошёлся с большинством иерархов и покинул Константинополь. Свои дни окончил в Назианзе, где занимался литературным трудом.
Главным вкладом Григория Назианзина в мировую патристику считают его учение о Святой Троице и о природе Иисуса Христа. Его троическое богословие — гимн Божественному единству трёх совершенств, выразивший в словах мистический опыт самого автора. Тезис о неразделимости лиц Святой Троицы, блестяще оформленный стилистически, многие века служил источником вдохновения для проповедников и борцов с ересями.
Благодаря Григорию Богослову одной из главных тем религиозного философствования стал человек — не просто божья тварь, но развивающаяся личность, для которой единственный достойный путь — очищение и восхождение ума, самососредоточение и мудрость подвижника веры. Идеи аскетизма и богопознания легли в основу средневековой концепции церковного (в т. ч. монастырского) образования.
Автобиографические поэмы Григория Богослова «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» отличает соединение психологизма и особой богословской глубины.
Григорий Богослов
|