Каролингское возрождение
Каролингское возрождение («Каролингский Ренессанс»), культурный подъём в кон. 8 — 1-й пол. 9 в. во Франкском королевстве (на территории совр. Франции и Германии). Связано с просветительской деятельностью Карла Великого, чья внутренняя политика после провозглашения его главой Западной Римской империи была подчинена идее устроения земного мира по христианским законам.
Каролингское возрождение. Храбон Мавр и Алкуин подносят свои книги епископу Отгару Майнцскому.
Центром просвещения являлся кружок интеллектуалов, сложившийся при императорском дворе в Ахене (известен как Академия). Во главе его стоял советник Карла в вопросах образования и религии Алкуин (ок. 735—804). Первым его шагом стала выработка единого для всей страны канонического текста Священного Писания, свободного от наслоений и ошибок переписчиков. Одновременно была проведена реформа богослужения: устранены местные искажения в литургии и составлен сборник рекомендуемых проповедей. Монастырское общежитие реорганизовалось в соответствии с правилами устава св. Бенедикта (см. ст. Монашество).
Каролингское возрождение. Капелла в замке Карла Великого в Ахене.
Расширение границ Франкского королевства и связанное с этим резкое увеличение спроса на квалифицированных писцов, администраторов и приходских священников послужили причиной открытия большого числа светских школ и монастырских с преподаванием светских предметов. В них наряду с богословскими дисциплинами обучали т. н. семи свободным искусствам: грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, астрономии и музыке, а также естествознанию и иностранным языкам. Авторами многих учебников были участники Академии (Алкуин, Валафрид Страбон и др.).
На рубеже 8—9 вв. значительное развитие получили философия (Иоанн Скот Эриугена, Дунган, Павлиний Аквилейский и др.), филология (Фридугиз, Пётр Пизанский и др.), литература (Эрмольд Чёрный, Теодульф Орлеанский, Дуода Септиманская и др.) и агиография (жития святых). В это время начинают складываться циклы легенд и сказаний, позднее вошедших в эпические поэмы «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». В городах и монастырях велись анналы, продолженные следующими поколениями хронистов: «Королевские анналы» (789—829), «Фульдские анналы» (680—901) и др. Возродился жанр исторической биографии («Жизнеописание Карла Великого» Эйнгардта, труды Ангильберта из Сен-Галлена, Нитхарда и др.).
Значительные изменения произошли в оформлении рукописей. Во французских скрипториях был разработан т. н. каролингский минускул — быстрое и понятное письмо. Многие рукописи украшались многоцветными миниатюрами и заставками (Ахенское Евангелие, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Эбо). В списках 8—9 вв. сохранились литературные и научные произведения Античности и раннего Средневековья. Было создано множество высокохудожественных произведений изобразительного искусства (фресок, мозаик, ювелирных украшений) и памятников архитектуры, самым значительным из которых признана Ахенская дворцовая капелла (собор), возведённая в 798—805 гг. зодчим Одо из Меца. Во 2-й пол. 9 в. подъём духовной жизни западного общества сменился упадком.
Каролингское возрождение
|