Китайская цивилизация
Китайская цивилизация, зародилась в глубокой древности в среднем течении реки Хуанхэ. В эпоху Инь там возникла китайская государственность и своеобразная иероглифическая письменность. Отличительные черты — исключительно большое значение культа предков, представления о Небе как безличном верховном начале и о срединном положении своего государства в окружающем мире.
Китайские монеты
Китайская цивилизация. Терракотовая армия. Мавзолей Цинь Шихуанди близ Сианя.
В эпоху Чжоу сформировались: классическая культурная традиция, на тысячелетия определившая своеобразие китайской культуры; конфуцианство и даосизм, представление о китайцах как особой этнической общности (хуася) и о её принципиальном отличии от мира «варваров». С объединением Китая в единое государство (при Цинь Шихуанди) возникла и просуществовала до нач. 20 в. имперская традиция. В эпоху Хань на основе конфуцианства и легизма сложились государственная идеология и историографическая традиция написания династийных историй, когда каждая последующая династия составляла историю предыдущей. Территория значительно расширилась, гл. обр. в южном направлении, где приблизительно достигла современных границ Китая. В 4—6 вв., с завоеванием Севера варварскими племенами, китайская государственность сместилась на Юг (см. ст. Цзинь и Южные династии).
Танцовщицы Китайского народного театра
Китайская джонка
После образования единого централизованного государства (кон. 6 в.) при династиях Суй, Тан и Сун китайская цивилизация переживала расцвет. Достиг совершенства бюрократический аппарат, сложилась специфическая система государственных экзаменов на получение учёных степеней и связанных с ними прав на государственные должности. Конфуцианство в его неоконфуцианской (чжу-сианской) форме стало ортодоксальной государственной идеологией, а китайский письменный язык — универсальным языком культуры всего Дальнего Востока. Испытав в 3—10 вв. влияние чужеземных культур, в первую очередь буддизма, китайская цивилизация не утратила базовых черт, переработала на свой лад заимствованные элементы. Сохранила она их и при господстве иноземных династий — монгольской Юань и маньчжурской Цин; те вынуждены были приспосабливаться к реалиям страны.
Блюдо. Китайский фарфор.
Погребальный костюм Китайского императора Лю Шаня с вставками из драгоценных камней
Для китайской цивилизации в её развитой форме в области государственного управления характерны: деспотическая императорская власть; строгая централизация; развитый и разветвлённый бюрократический аппарат, комплектуемый на принципах заслуг и личных достоинств через систему общегосударственных экзаменов; опора на историческую традицию и огромное внимание к истории. Ядро государственного аппарата — 6 традиционных ведомств: чинов, церемоний, налогов, наказаний, военное и общественных работ. В социальной сфере это представление о делении населения на 4 большие группы (в пбрядке престижности): учёных (они же чиновники), земледельцев, ремесленников, торговцев. При отсутствии наследственных сословий на практике существовала иерархия самовоспроизводящихся сословных групп (за исключением эпохи Чжоу, когда общество носило ярко выраженный сословный характер, и раннего Средневековья, когда сильны были аристократические традиции). В экономической сфере — принцип верховной собственности государства на землю (при допущении в определённой мере частного землевладения), исключительно большая роль государства.
Храм Неба. 15—19 вв. Китай, Пекин.
В духовной сфере сосуществовали 3 идеологии: конфуцианство, буддизм и даосизм (при ведущей роли первого). Сохранялось представление о своей стране как центре мира и единственном носителе культуры и цивилизации при тре-тировании других стран мира как теоретически подвластных китайскому императору «варварских», равноправный диалог с которыми невозможен. Китайская цивилизация оказала огромное влияние на страны региона. В Корее, Вьетнаме и Японии была воспринята китайская иероглифическая письменность и непосредственно копировались образцы административного аппарата. Под её влиянием находились и государства, создававшиеся в 4—6 вв. господствовавшими в Северном Китае племенами кочевников, а в 9—13 вв. — киданями, чжурчжэнями и тангутами. Синьхайская революция 1911-1913 гг. положила начало модернизации страны и переосмыслению основополагающих принципов китайской государственности.
Китайская цивилизация
|