Контрреформация
Контрреформация, церковно политическое движение в Европе в 16—17 вв., направленное на подавление протестантской Реформации и на обновление структуры и учения Католической церкви. Организаторами движения стали папы Римские Павел III (1534-49), Павел IV (1555-59), Пий IV (1559-65), Пий V (1566-72), Григорий XIII (1572-85) и Сикст V (1585—90), кардинал Карло Борромео (1538—84). Активную поддержку оказала государственная власть Испании (Филипп II), Священной Римской империи (император Фердинанд II (1619-37).
Контрреформация. Карло Борромео.
Идейной основой стали решения Тридентского собора (1545—63) и сформулированное им «Тридентское исповедание веры». Всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. Собор подверг анафеме учения М. Лютера и Ж. Кальвина, подтвердил авторитет Священного Предания, признал безусловный авторитет Папы Римского в делах веры. Фома Аквинский был признан учителем Церкви, его учение стало нормативным для католичества. Основы теологии Контрреформации содержатся в работе Р. Беллармино (1542—1621) «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры против еретиков нашего времени» (1581—93).
Собор ввёл строгую церковную цензуру: началось издание «Индекса запрещённых книг» (в разное время сюда попали сочинения Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Т. Компанеллы и др.). В 1542 г. была реорганизована инквизиция (её верховная инстанция, Священная конгрегация, подчинена непосредственно Папе). Она возглавила борьбу со свободомыслием и всеми проявлениями реформационной мысли. Одной из главных сил Контрреформации стал новый монашеский орден — Общество Иисуса (иезуиты). Обновлялась система подготовки католического духовенства. Создавались духовные семинарии для низшего духовенства, Григорианский университет в Риме, Германская коллегия для подготовки немецкого духовенства. Основным учебником католической веры стал «Тридентский катехизис». Каждый священник при вступлении в должность приносил присягу на верность Папе и Тридентскому вероучению. Иезуиты подчинили своему влиянию многие университеты, а те стали проводниками католического мировоззрения.
Собор реформировал структуру Церкви, увеличив ответственность епископов и священников за происходящее в их епархиях, запретил им занимать несколько приходов.
Контрреформацию поддержали правительства католических государств. Они требовали от протестантов возвращения в лоно Католической церкви под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны и даже казней. В 1629 г. Фердинанд II подписал Реституционный эдикт, обязывавший протестантов вернуть земли, захваченные в ходе Реформации. Контрреформации удалось остановить распространение протестантизма в Европе.
Католическое вероисповедание осталось господствующим в Испании и Италии. Во Франции был достигнут компромисс между католиками и гугенотами (см. ст. Нантский эдикт). В Германии, где большая часть населения в сер. 16 в. поддерживала Реформацию, удалось отвоевать значительное число верующих.
В Скандинавских странах, Англии и Шотландии Римско-католическая церковь утратила свои позиции. Религиозные споры привели к расколу в Нидерландах. Южные провинции сохранили верность Риму и отделились от северных, возникли католическая Бельгия и протестантская Голландия.
Контрреформация
|