Критический реализм
Критический реализм, направление (метод) в литературе и искусстве 2-й пол. 19 — 20 в., последователи которого заявляли о критическом отношении к изображаемой реальности.
Критический реализм. Э. Мане. Портрет Эмиля Золя.
Ярко проявился в литературе, став логическим продолжением и первым критиком романтизма; заявил о себе в театре, изобразительном искусстве. В нём существовали 2 основных течения: реформистское (Э. Золя) и эстетское (Г. Флобер, О. Уайльд).
Характерные черты направления: достоверное воспроизведение действительности; внимательное исследование окружающего мира, его разнообразных проявлений; утверждение эстетической ценности повседневной жизни; социальная направленность (анализ общественных явлений и социальной обусловленности человеческого характера).
Реалистическое отражение действительности определялось не теми или иными приёмами, а общим отношением к ней — художественной правдой, предполагавшей правдивое отражение жизни в художественном произведении в соответствии с эстетическим идеалом.
Представителей направления отличает повышенный интерес к социальной тематике. Человеческий характер раскрывался в органической связи с социальными обстоятельствами. Писателя-реалиста называли «доктором социальных наук». Эпитет «критический» означает, что литераторы сосредоточивали своё внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности. К писателям-реалистам принадлежали: О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер, Г. де Мопассан, Э. Золя во Франции, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Дж. Элиот в Великобритании и др.
Критический реализм
|