Лао-Цзы
Лао-Цзы, Ли Эр, считается основателем даосизма; согласно традиции, автор трактата «Дао дэ цзин» («Канона Пути и благодати»), или «Лао-цзы». Это имя можно перевести и как «Старый ребёнок», и как «Старый мудрец». Традиционная датировка жизни мыслителя — ок. 580 — ок. 500 гг. до н. э., современная — 5—4 вв. до н. э. По одной из версий, Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, будто заново рождённый, отринув прошлое.
Лао-Цзы
Наиболее популярна биография, приводимая Сымой Цянем (2—1 вв. до н. э.) в сочинении «Ши цзи». Лао-цзы родился в одном из южных царств — Чу. Был астрологом, историографом и архивариусом при царском дворе в государстве Чжоу. В преклонном возрасте встречался с Конфуцием. На склоне лет отправился за пределы страны.
Лао-цзы и Конфуций за партией го
В ответ на просьбу начальника пограничной заставы (рассказать о своём учении) написал «Дао дэ цзин», в котором обосновал 3 основных понятия даосизма: дао, дэ и у вэй. В отличие от Конфуция, он говорил о вселенском дао: дао порождает частицы ци (одно), они — инь и ян (два), эти последние — триаду Небо — Земля — Человек, а триада — все вещи. Трактат написан лаконично и афористично, что допускает множество толкований.
По гипотезе Сымы Цяня, Лао-цзы — современный Конфуцию мыслитель Лао Лай-цзы или главный историк-астролог Дань (не Лао Дань). Он утверждает, что названные личности — одно лицо, прожившее 160—200 лет благодаря совершенствованию своего дао.
Формирование культа Лао-цзы началось рано. Во 2 в. до н. э. его отождествляют с мифическим Хуан-ди (Жёлтым императором). С рубежа н. э. героем мифов становится он сам: мать вынашивала его 81 год и родила стариком. В эпоху Тан Лао-цзы канонизирован. Одни современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы, другие полагают, что он мог быть старшим современником Конфуция.
Лао-Цзы
|