Майа цивилизация
Майа цивилизация, существовала до 1530 г. на юге современной Мексики, на территории Гватемалы, Белиза, Гондураса и Сальвадора. Образовывала 3 культурно-исторические области: Северную, Центральную и Южную. Включала ок. 200 городов.
Майа цивилизация. Рельефная стела с изображением двух знатных мужчин на троне. 600—900 гг.
В 6—4 вв. до н. э. в Центральной области появились первые протогородские центры: Накбе, Эль-Мирадор, Вашактун. В период расцвета культуры майя (300—900) возникли города-государства. Их население достигало 50000—70000 чел. (Тикаль, Калакмуль, Караколь). Возглавляли их правители (ахавы), которым подчинялись наместники (сахали). Существовала сложная дворцовая иерархия: жрецы, военачальники, писцы, чиновники, церемониймейстеры. Основное податное сословие — свободные общинники. Войны имели характер набегов для разорения противника и захвата пленников. В постклассический период (900—1530) в Центральную область вторглись тольтеки, население сократилось, города опустели. Период междоусобиц продолжался до завоевания майя испанцами (1541 г., см. ст. Конкиста). На Юкатане изменилась структура политической власти, возвысились города Чичен-Ица, Майяпан, Мани.
Майа цивилизация. Сидящий сановник. 600-900 гг.
Майя практиковали подсечно-огневое земледелие. Главными культурами были маис (кукуруза) и фасоль; выращивали овощи, хлопок, перец-чиле. Для повышения урожайности одновременно высевали маис и бобовые. В пищу использовали мясо индюков, собачек, диких животных. Средством обмена служили зёрна какао, обсидиан, жадеит, перья кецаля. Торговые пути (по суше, рекам и морям) выходили далеко за территорию майя. Архитектурный ансамбль города включал акрополи с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения на платформах группировались вокруг прямоугольной площади. Дворцы — длинные, обычно одноэтажные здания; анфилада комнат без окон напоминает лабиринт.
К располагавшимся на пирамидах (высота до 50—60 м) храмам вели лестницы. Пирамида воплощала прародину, поэтому в ней размещалось захоронение (под основанием, в толще или под полом храма). Крышу храма венчали массивные лепные гребни. Здания красили в красный цвет. Перед пирамидами стояли стелы — монолиты, покрытые рельефами (высота ок. 2 м), а перед ними находились алтари. Внутренние стены зданий и погребальных камер расписывали. Основной темой были сражения и празднества. Более всего известны росписи Бонампака. Полихромные изделия из керамики отличались сюжетным разнообразием рисунков и текстов. Майя разработали сложную картину мира, в основу которой положены представления о реинкарнации души и бесконечном чередовании циклов жизни. Религиозные воззрения опирались на математические и астрономические знания, учитывали циклы Луны, Солнца и планет. Млечный Путь отождествляли с Кукульканом (Пернатым змеем), творцом всего сущего.
Майя изобрели календарь (см. ст. Календарь майя). Была создана фонетическая иероглифическая письменность (см. ст. Доколумбовой Америки системы письма). Сохранились 3 рукописных кодекса (Мадридский, Парижский, Дрезденский) и записанный латиницей эпос майя-киче «Пополь-Вух» (Книга мудрости). Драматическое искусство возникло из религиозных церемоний. В драме «Рабиналь-Ачи» (записана в 19 в.) военный сюжет переплетался с мифами. Тикалъ, Калакмуль, Чичен-Ица внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Майа цивилизация
|