Монофизитство
Монофизитство, течение в христианстве. Возникло в Византии в 1-й пол. 5 в. как реакция на богословские дебаты на Эфесском соборе 431 г. В основе учения — выдвинутый архимандритом одного из константинопольских монастырей Евтихием и епископом Александрийским Диоскором тезис о наличии у Иисуса Христа только Божественной природы; его человеческая сущность при этом оказывается как бы поглощённой.
Монофизитство. Вход в один из коптских храмов.
В 449 г. на Эфесском «разбойничьем» соборе монофизитское духовенство добилось признания своей правоты. В 451 г. созванный императором Маркианом Халкидонский собор отменил установления 449 г., выработал окончательный Символ веры и осудил монофизитство как ересь. Несмотря на это, число его сторонников росло; к 470-м гг. оно получило распространение в Сирии, Египте и некоторых провинциях Малой Азии. Религиозное размежевание привело к массовым бунтам и облегчило последующее отпадение юго-восточных земель от Византийской империи.
В 432 г. император Зенон издал «Акт единения» («Энотикон»), содержавший значительные уступки монофизитству; из-за его неприятия большинством иерархов обеих сторон примирение не состоялось. Промонофизитская политика Анастасия I вызвала возмущение православного населения и вынудила Юстина I начать преследование еретиков.
Позиции монофизитов в метрополии усилились в правление Юстиниана I Великого (его супруга Феодора им покровительствовала). В 530-х гг. посланные императором миссионеры обратили в монофизитство коренные народы Нубии. В Константинополе монофизитские монахи и священники открыто совершали богослужения и проповедовали.
Это послужило одним из поводов к восстанию «Ника» (532 г.) и др. народным возмущениям. В 7 в. император Ираклий сделал последнюю попытку урегулировать конфликт («экфесис» 638 г.). В 680 г. VI Вселенский собор окончательно отмежевался от ереси. К 21 в. монофизитство сохранилось в Армянской апостольской, Коптской и Сирийской (яковитской) православных церквах.
Монофизитство
|