Палеологовский ренессанс
Палеологовский ренессанс, Палеологовское Возрождение, расцвет культуры и искусства в Византии во 2-й пол. 13 — 1-й пол. 15 в., при императорской династии Помологов (1261—1453). Характеризуется возрождением стилистических традиций Античности и эллинизма (см. ст. Эллинистическая цивилизация).
В изобразительном искусстве (иконописи, фресках, мозаиках) преобладают произведения с подчёркнутым динамизмом, психологичностью и эмоциональностью образов. Большое внимание уделяется деталям фона и пейзажа, элементам костюма. Возникают новые сюжеты, в т. ч. заимствованные из неканонических (апокрифических) сказаний. Высшие достижения этой эпохи: творчество Феофана Грека и Мануила Панселина, работы придворных иконописцев, мозаики монастыря Св. Хора (Кахрие-Джами) и Софии Святой собора в Константинополе, книжная миниатюра.
В архитектуре наблюдается смена эстетического идеала (от монументальных форм к более скромным по размерам, но украшенным богатым декором зданиям). Образцами данного стиля являются церкви Марии Паммакаристос (Фетие-Джами) в Константинополе и Святых Апостолов (Сууксу-Джами) в Фессалониках, монастырский ансамбль и дворец деспотов в Мистре.
Развитие получили точные и естественные науки (см. ст. Наука в Средние века). С позиций рационализма велась критика религиозных воззрений (Георгий Плифон, Георгий Схоларий), приостановленная принятием на Влахернском поместном соборе 1351 г. доктрины Григория Палами как основы православия (см. ст. Исихазм).
С Константинополя падением (1463) и уничтожением Византийской империи культура православного греческого общества сменилась мусульманской. Последние отголоски византийской творческой мысли угадываются в росписях пещерного храма Св. Николая (княжество Феодоро в Крыму) и в итало-критской иконописной школе 16—17 вв.
Палеологовский ренессанс. Дворец деспотов в Мистре. 13—15 вв.
Палеологовский ренессанс
|