Песталоцци Иоганн Генрих
Песталоцци Иоганн Генрих (1746, Цюрих - 1827, Бругг), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. «Гражданин Французской республики» (с 1792 г., по решению её Законодательного собрания).
Из семьи врача. На 6-м году лишился отца. Учился на богослова, юриста. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказали идеи Ж. Ж. Руссо о следовании велениям природы и о трудовом воспитании. Отзывчивый к людскому горю, посвятил себя просвещению бедняков. На свои средства, при поддержке местных общин с сер. 1770-х гг. создавал детские дома и сиротские приюты, руководил ими. В 1800—04 гг. возглавлял институт в Бургдорфе, в 1805—25 гг. — в Ивердоне.
Свои педагогические взгляды изложил в произведениях «Лингард и Гертруда» (1781—87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). Выдвинул идею развивающего обучения: воспитание призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Усвоение знаний обнаруживает в человеке способность получить образ, соответствующий ощущению, выделить его из массы образов и дать ему определённый знак. Поэтому основой всякого усвоения (и обучения) надо считать форму, число и слово.
На этих рассуждениях педагог строил методику начального образования. Для овладения словом, формой и числом необходимо заниматься родным языком, чистописанием, рисованием, арифметикой, пением, гимнастикой. Простое накопление знаний вредно: знание должно вести к действию.
Методика Песталоцци оказала определяющее влияние на развитие европейского начального образования, стала достоянием современной педагогики.
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци Иоганн Генрих
|