Просвещения эпоха

Просвещения эпоха, интеллектуальное и духовное движение в Европе и Северной Америке в 17— 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества.

Движение охватило все сферы социально-политической и культурной жизни (см. ст. Просвещённый абсолютизм, Наука в эпоху Просвещения, Архитектура и искусство в эпоху Просвещения). Было антитезой средневековой теологии и схоластики и одновременно развитием христианской традиции противопоставления света (свет разума) и тьмы. Термин «Просвещение» употреблял Вольтер, название за эпохой закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784).

Источником идей просветителей являлись гуманизм и рационализм Ренессанса, воспринятые от него наследие Античности, оптимизм и свободомыслие. На формирование идеологии Просвещения повлияло существенное приращение знаний, необходимых для производства, торговли и мореплавания. Философские воззрения просветителей формировались в соответствии с наукой того времени. Первыми в новую эпоху вступили в кон. 17 в. Нидерланды и Англия, за ними — Франция.

Просвещение выразилось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях: в стремлении к свободе, благосостоянию и счастью людей, к миру и ненасилию, веротерпимости и вольнодумству, в критическом отношении к авторитетам и неприятии догм. В центре внимания идеологов Просвещения находился разум как инструмент познания естественного порядка, развития человека в соответствии с его природой и создания общества, построенного на разумных основаниях. Наивысшей формой деятельности разума просветители считали научное познание.

Идеи освобождения личности от власти догм нашли выражение в теории разумного эгоизма, убеждении в природном равенстве способностей, в ориентации на здравый смысл. Исходя из них, просветители выступали поборниками равенства всех перед законом и гуманизации права, самоограничения личности в интересах общего блага. Решающим фактором воспитания они считали влияние среды. Для формирования личности нового типа Дж. Локк и Д. Дефо в Англии, Вольтер во Франции предлагали прагматические модели обучения (изучение полезных для развития мышления предметов — математики, физики, совр. иностранных языков).

Просветители сформулировали идеи прогресса (как подчинённого естественным законам движения из тьмы неведения в царство разума) и общественного договора. По этой идее, государство возникло путём заключения договора между людьми для обеспечения общего блага. Если оно нарушало условия договора, народ имел право лишить государя власти.

Средневековое общество просветители считали неразумным: в нём господствовали невежество, предрассудки, тирания. Его следовало переустроить на началах гражданского равенства, отмены сословных привилегий, лишения Церкви светской власти. В этом деле они рассчитывали на просвещённых монархов. В области экономики просветители выступали за неприкосновенность собственности, справедливое налогообложение, соревнование частных интересов, свободу торговли и отказ от меркантилизма и протекционизма, за аграрную реформу.

В каждой стране просветительское движение имело отпечаток национальной самобытности. С победой Нидерландской революции 16 в. Нидерланды стали центром притяжения для мыслителей из других стран. Здесь получило признание учение Р. Декарта, работали Г. Гроций и Б. Спиноза. Система этических взглядов Й. Люлофса и Ф. Хемстерхёйса (18 в.) повлияла на становление нем. романтизма.

В Англии идеология Просвещения, порождённая Английской революцией 17 в., была проникнута социальным оптимизмом. Дж. Локк (1632—1704) обозначил свод неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность), отверг существование врождённых идей. А. Шефтсбери разработал учение о всеобщей гармонии. Во Франции Просвещение достигло своей высшей точки и сыграло важную роль в подготовке Великой французской революции 1789-1799 гг. Вольтер, энциклопедисты, А. Р. Тюрго и др. критиковали французский абсолютизм и ратовали за новую мораль и создание общества, основанного на разуме, за просвещённого монарха и разделение властей.

В Германии ранее всего Просвещение заявило о себе в философии. X. Вольф систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница, И. Кант сформулировал концепцию морального и интеллектуального освобождения индивида, Г. Э. Лессинг высказал идею прогресса морали и движения к высшим ступеням духа; получил развитие принцип национального своеобразия в искусстве. Во 2-й пол. 18 в. сформировался веймарский классицизм Г. Гёте и Ф. Шиллера. В Италии Просвещение было связано с борьбой за её объединение, центральным являлся вопрос о едином литературном итальянском языке.

Под знаменем Просвещения шла Война за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг.; ведущими его деятелями стали Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Идеи народного суверенитета получили правовое оформление в Декларации независимости (1776).

В кон. 18 в. наметился кризис просветительской идеологии. Появились сомнения в возможностях разума и прогресса, мировоззрение и эстетические идеалы Просвещения подверглись критике. В 1-й пол. 19 в. господствующим стало новое идейное и художественное течение — романтизм. С идеями Просвещения был генетически связан утопический социализм.

Просвещения эпоха

Просвещения эпоха. Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». Художник Ж. Гранвиль.

Просвещения эпоха

Просвещения эпоха. Г. Э. Лессинг.

Главная страница

Просвещения эпоха