Ренессанс

Ренессанс, Возрождение, тип культуры в Западной и Центральной Европе в сер. 14—16 в., переходный от культуры Средневековья (см. ст. Наука в Средние века. Архитектура и искусство в Средние века) к культуре Нового времени. Термин «ренессанс» употребляли уже итальянские гуманисты 16 в. и художник и историк искусств Дж. Вазари (1511—74), в науке он утвердился с 18 в.

Ренессансный взгляд на мир кардинально отличался от средневекового. В рамках средневекового типа культуры высшей ценностью были Бог и загробная жизнь. Этим определялись все формы культуры и поведение человека; он должен был гл. обр. думать о спасении души, совершая обряды и следуя аскетической церковной морали. В ренессансной культуре высшими ценностями считалась самореализация человека в земном мире. Эта установка стала основой новой культуры: гуманизма, литературы, искусства и натурфилософии.

Деятели Ренессанса видели в средневековой культуре лишь варварство и грубость. Опору для творчества они нашли в культуре Античности, творчески переработав её наследие, и связанной с ней раннехристианской традиции, особенно ценили св. Августина Блаженного. Первоочередной задачей для них было восстановление, возрождение культуры древних. Гуманисты и учёные искали античные сочинения, исправляли ошибки средневековых переписчиков, изучали латынь, очищая её от средневековых варваризмов, осваивали греческий язык, забытый на Западе. Художники собирали сведения об искусстве Античности и произведения древних, брали их за образец. Огромную роль в распространении возрождённой культуры сыграло книгопечатание.

Зарождение Ренессанса произошло в итальянских городах-государствах. Их бурная экономическая и политическая жизнь создала нового человека — предприимчивого, граждански активного, погружённого в земные заботы. В такой атмосфере в кон. 13 — нач. 14 в. появились произведения Данте, а в сер. 14 в. — гуманизм (как интеллектуальное движение). Гуманисты сер. 14 — нач. 16 в. (Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати, Л. Валла, Дж. Манетти, М. Фичино, Мирандола и др.) в философских трактатах и художественных произведениях утвердили идеал человека, познающего и совершенствующего мир, радующегося его благам, способного в своём творчестве стать «божественным». В 13—14 вв. в Италии появилось проторенессансное изобразительное искусство, а в нач. 15 в. — ренессансное, достигшее расцвета в кон. 15 — нач. 16 в. (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и др.). Мастера «открывали мир и человека», изображая их как самоценность, передавая 3-мерное пространство, объёмность фигур, пропорции.

В 16 в. характер итальянского Ренессанса начал постепенно меняться в условиях Итальянских войн, религиозного раскола Европы (см. ст. Реформация), а позже и Контрреформации. С 1520—30-х гг. искусство постепенно обретало драматизм, даже трагизм (Микеланджело, Тициан). Гуманизм сохранил идею земного предназначения человека, но постепенно отходил от его идеализации, от веры в неограниченность его возможностей, однозначную благость его природы. Уже Н. Макиавелли оценил человека трезво и нелицеприятно.

С сер. 16 в. гуманизм уступил идейное лидерство натурфилософии. Натурфилософы Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла поставили в центр внимания мироздание, рассматривали его исходя из «разума и опыта», а не из истин теологии. Они отвергли средневековое представление о мире как зависящем от внешнего источника (Бога) и наделили его внутренним источником бытия, обожествив в духе пантеизма (см. ст. Язычество).

В 1430-е гг. идеи гуманистов и эстетика мастеров Италии начали проникать в другие страны Европы: Францию, Германию, Англию, Нидерланды, Чехию, Польшу (где сложилось т. н. Северное Возрождение), Испанию и др. Гуманисты этих стран восприняли у итальянцев любовь к Античности, оптимизм, идею земного предназначения человека. Ренессанс утвердился в них с кон. 15 — нач. 16 в., обретя особенности под влиянием местных условий и традиций, сыграл важную роль в становлении Реформации. В это время во многих странах (особенно в Германии) рухнул авторитет папства и Церкви, росло неприятие традиционной обрядовой религиозности. Эразм Роттердамский, Т. Мор, Л. д'Этапль и др. попытались возродить христианство, «испорченное» Средневековьем, переосмыслив его в духе гуманизма. Основатели Реформации с энтузиазмом восприняли их идеи, но вскоре обнаружили, что они несовместимы с их пониманием религии и человека. В 1520—30-е гг. пути Реформации и Ренессанса разошлись. В сер. 16 в. Ренессанс вне Италии вступил в пору кризиса. Символом его заката можно считать творчество М. Монте-ня и В. Шекспира, простившихся с мифом о божественном человеке с неограниченными возможностями.

Установка Ренессанса на открытие мира, а также ознакомление с трудами античных учёных привели к расцвету науки. Уже в сер. 15 в. в Германии получили развитие математика и астрономия (Региомонтан создал астрономические таблицы, использованные X. Колумбом и В. да Гамой). В 16 в. достигнуты значительные успехи в математике и механике (Н. Тарталья, Дж. Кардано, Леонардо да Винчи), анатомии (А. Везалий), медицине (Ф. А. Т. Парацельс); произошла революция в астрономии (Н. Коперник), а также в географии (см. ст. Великие географические открытия).

В эпоху Ренессанса шла напряжённая работа духа, но его влияние на общество не было всесторонним. Большинство людей (в т. ч. интеллектуалов) пребывали во власти средневековых традиций или были захвачены Реформацией. Немногочисленная ренессансная интеллигенция концентрировалась гл. обр. вокруг дворов королей, светской и духовной аристократии, в университетах. Тем не менее Ренессанс стал необходимой предпосылкой для появления и развития в последующее время новых явлений в искусстве, философии, науке (см., например, ст. Просвещения эпоха, Архитектура и искусство в эпоху Просвещения, Наука в эпоху Просвещения).

Ренессанс

Ренессанс. Я. ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г.

Ренессанс

Ренессанс. Дж. Боккаччо. «Декамерон». Фортуна крутит колесо удачи. Миниатюра.

Главная страница

Ренессанс