Синтоизм

Синтоизм, синто («путь богов»), национальная религия японцев. В процессе своего развития впитывала элементы буддизма, конфуцианства и даосизма.

В основу синто положены культы божеств природы (анимизм, тотемизм) и предков (см. ст. Язычество). Верховная богиня — Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе). Её потомок Дзимму — мифический предок императорской фамилии (его правление датируют 7 в. до н. э.). Боги (ками) породили именно японцев, с которыми они связаны сакрально. Духов и богов множество. Каждый человек ведёт своё происхождение от одного из них. Души умерших способны становиться ками, а ками могут воплощаться в любом предмете (его обвязывают сплетённой из рисовой соломы верёвкой) или явлении природы.

Такие души являются объектом культа. Особенно почитаются души предков (покровителей семьи, рода, местности). В алтарях (в т. ч. домашних) хранятся таблички с их именами, ритуальные предметы. Богослужение начинается с очищения (омовения рта и рук), затем совершается жертвоприношение. Обязательно читается молитва. В завершение все участники обряда символически вкушают вместе с божеством принесённую ему жертву — выпивают по глотку рисовой браги.

Синтоистский храм (дзиндзя) состоит из хондэн (места, где хранятся предметы, воплощающие божества) и хайдэн (зала для молящихся). Перед дзиндзя устанавливается арка П-образной формы (тории). Обряды отправляют священнослужители. В крупных храмах их много, а в нескольких десятках мелких бывает и по одному. Большинство из них сочетают служение с мирскими занятиями. Развито паломничество. Особенно много паломников посещает храмы в Новый год. Там они могут приобрести амулеты, получить предсказание своей судьбы. В ведении храмов находятся залы для свадебных церемоний.

С 5—6 вв. главные дзиндзя находились под покровительством императорской фамилии. В 7 в. император был объявлен верховным жрецом. В 7—8 вв. сложились канонические сборники исторических мифов, легенд и сказаний «Кодзики» («Запись о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»), В 10—16 вв., когда доминировал буддизм, многие японцы придерживались двух вероисповеданий: браки, рождение детей, местные праздники отмечали синтоистски, а поминальный культ совершали по правилам буддизма. В 17—18 вв. представители «исторической школы» попытались укрепить синтоизм, возродить культ императора, вернуть ему полноту власти.

С «реставрации Мэйдзи» (1868) и до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. синтоизм — государственная религия, обязательная для всех японцев, независимо от их вероисповедания. В это время насаждалось беспрекословное подчинение императору. Множество храмов посвящались павшим за него воинам. Идея о его божественном происхождении и объединительной миссии японской нации стала краеугольным камнем народного образования. Школьники и государственные служащие в обязательном порядке посещали дзиндзя.

Победа Японии в Русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовала усилению синтоизма, а её поражение во Второй мировой войне подорвало его престиж. В нач. 1946 г. Хирохито публично отказался от идеи божественного происхождения императора. Конституция 1946 г. отделила религию от государства и лишила привилегий синтоистские храмы. Почти все они вошли в Ассоциацию дзиндзя. Во 2-й пол. 20 в. позиции синтоизма несколько усилились. В частности, в 1966 г. в качестве национального праздника восстановлен День основания империи (11 февраля — день, когда Дзимму вступил на престол).

Синтоизм

Синтоизм. Аматэрасу Омиками.

Синтоизм

Синтоизм. Храм Ясукуни в Токио.

Главная страница

Синтоизм