Тринитарные споры
Тринитарные споры, дискуссия в раннем христианстве по вопросу о Святой Троице и о природе Иисуса Христа.
Согласно появившемуся во 2 в. учению о Святой Троице Бог существует в 3 ипостасях (лицах): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Споры шли о том, как они связаны друг с другом. Ариане утверждали: Сын сотворён Отцом, до этого его не было, он стоит ниже Отца. Споры сторонников и противников этой точки зрения вызвали раскол в Церкви и угрожали единству Римской империи. Созванный Константином I Великим 1-й Никейский Вселенский собор (325) осудил арианство и принял Символ веры (изложение христианских догматов, в т. ч. догмата о Святой Троице). Термин «единосущный» Символа веры противники арианства трактовали как указание на то, что Иисус Христос — истинный Бог и равен Богу Отцу.
Вопрос о соотношении человеческого и божественного начал Христа решали 1-й Константинопольский (381), Эфесский (431) и Халкидонский вселенские соборы (451). Принятой на последнем формулы вероисповедания придерживаются Римско-католическая, Православная, Англиканская, многие протестантские церкви: Христос единосущен (тождествен по сущности) Отцу и обладает той же сущностью, что и люди, он — всецело Бог и всецело человек; его божественная и человеческая природы соединены так, что не могут быть разделены на 2 лица.
Ряд восточных Церквей приняли Никейский Символ веры, но не приняли постановления Халкидонского собора. Армянские, египетские (коптские), эфиопские, сирийские христиане выдвигают на первый план божественную природу Христа.
![Тринитарные споры Тринитарные споры](images/trinitarnye_spory.jpg)
Тринитарные споры. Эль Греко. Троица.
Тринитарные споры
|