Тринитарные споры
Тринитарные споры, дискуссия в раннем христианстве по вопросу о Святой Троице и о природе Иисуса Христа.
Согласно появившемуся во 2 в. учению о Святой Троице Бог существует в 3 ипостасях (лицах): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Споры шли о том, как они связаны друг с другом. Ариане утверждали: Сын сотворён Отцом, до этого его не было, он стоит ниже Отца. Споры сторонников и противников этой точки зрения вызвали раскол в Церкви и угрожали единству Римской империи. Созванный Константином I Великим 1-й Никейский Вселенский собор (325) осудил арианство и принял Символ веры (изложение христианских догматов, в т. ч. догмата о Святой Троице). Термин «единосущный» Символа веры противники арианства трактовали как указание на то, что Иисус Христос — истинный Бог и равен Богу Отцу.
Вопрос о соотношении человеческого и божественного начал Христа решали 1-й Константинопольский (381), Эфесский (431) и Халкидонский вселенские соборы (451). Принятой на последнем формулы вероисповедания придерживаются Римско-католическая, Православная, Англиканская, многие протестантские церкви: Христос единосущен (тождествен по сущности) Отцу и обладает той же сущностью, что и люди, он — всецело Бог и всецело человек; его божественная и человеческая природы соединены так, что не могут быть разделены на 2 лица.
Ряд восточных Церквей приняли Никейский Символ веры, но не приняли постановления Халкидонского собора. Армянские, египетские (коптские), эфиопские, сирийские христиане выдвигают на первый план божественную природу Христа.
Тринитарные споры. Эль Греко. Троица.
Тринитарные споры
|