Античная религия

АНТИЧНАЯ РЕЛИГИЯ, общее наименование религиозных верований и культов, существовавших в эпоху Античности, древнегреческая и римская религии. Имели как схожие, так и отличительные черты.

Зевс

Голова Зевса из Кирены. 5 в. до н. э.

Для античной религии характерен политеизм (многобожие); обожествлялись основные силы природы, обществен­ные явления. Существовала иерархия сверхъестественных сил: от верховных олимпийских богов во главе с Зевсом (Юпитером) до низших природных божеств (нимф, сатиров и др.). Герои (полубоги) занимали промежуточное по­ложение между богами и людьми; их почитание было связано с культом мёртвых. Ещё одна важная черта античной религии (особенно древнегреческой) — антропоморфизм: боги изображались как люди, хотя и идеализированно.

О богах и героях было сложено множество мифов, вошедших в золотой фонд мировой культуры. Однако главным в античной религии были не мифы, а ритуалы, обряды. Основные формы обрядности: молитвы, жертвоприношения, обращения к оракулам за прорицаниями, торжественные процессии к храмам божеств. Регулярно устраивались праздники в честь богов, сопровождавшиеся спортивными играми, музыкальными состязаниями и т. п.

Религиозные праздники являлись одновременно государственными. Античная религия, имевшая полисный характер (см. ст. Полис), была тесно связана с государственностью. Жрецы считались должностными лицами государства и не были особым сословием, отделённым от «мирян».

Афродита (Венера Милосская)

Афродита (Венера Милосская). 2 в. до н. э.

В разных полисах верования и культы имели особенности. В каждом из них какой-нибудь один бог (богиня) был предметом наибольшего почитания, своего рода небесным покровителем: в Афинах — Афина, в Коринфе — Афродита и т. д.

Античная религия не была догматической: не существовало священного писания — сакрального текста, признаваемого неоспоримой истиной. Эта религиозная система отличалась рационализмом и даже в известной мере прагматизмом: отношения людей с богами напоминали взаимовыгодный обмен благами.

Античная религия обращалась не к отдельной личности, а к полису в целом; эмоциональный элемент был в ней незначителен. Мистические культы (почитание Диониса, Деметры и др.) в целом оставались на периферии религиозных представлений. Религия была ориентирована на земную жизнь людей; вопросы, связанные с загробным бытием, не получили в ней значительного развития. Только в эпоху эллинизма (с конца 4 в. до н. э.), когда возросло влияние восточных верований, в ней усилились мистицизм, интерес к посмертной судьбе; наметились тенденции монотеизма, ставшие впоследствии основой для распространения христианства.

Главная страница

Античная религия