Эллинистическая цивилизация

Эллинистическая цивилизация, сложившаяся в Восточном Средиземноморье в эпоху эллинизма (кон. 6—1 в. до н. э.) на основе синтеза античной греческой цивилизации (см. ст. Античность, Греция Древняя) и цивилизаций древнего Ближнего Востока.

Хронологические рамки эллинистической цивилизации определяются от начала Александра Македонского завоеваний до подчинения Восточного Средиземноморья Римом Древним. Она сформировалась в результате насильственного объединения греческих и восточных земель Александром Македонским, но имела и внутренние предпосылки: с греческой стороны — кризис классического полиса и тяготение к более широким формам объединения; с восточной стороны — накопление значительных материальных ресурсов, остававшихся невостребованными из-за слабого уровня экономического развития, потребность в новых динамичных общественных структурах.

С 3 в. до н. э. греко-восточный синтез охватил практически все сферы жизни. В экономике возникла торгово-ремесленная надстройка над натуральным сельским хозяйством традиционного типа; в области социальных отношений — влияние классического рабовладения (см. ст. Рабство) на формы эксплуатации местных зависимых крестьян при небольшом количестве рабов античного типа; в политической сфере — создание абсолютных монархий, во многом по образцу восточных деспотий, но с опорой на старые и вновь основываемые греческие полисы. Эллинистическое общество было нестабильным, сложным по структуре, многослойным порой до хаотичности, переполненным противоречиями.

В культурной области шёл процесс эллинизации — приобщения местного восточного населения к греческому образу жизни и античным культурным ценностям. Регионами наиболее интенсивной эллинизации стали Малая Азия, Сирия, в меньшей степени — Египет; этот процесс затронул гл. обр. население городов, особенно его верхушку. В ходе эллинизации всё Восточное Средиземноморье стало ареалом греческой культуры и греческого языка.

Обратное влияние восточной культуры на греков проявлялось в наибольшей степени в области религии: возрастание роли мистических культов, интереса к вопросам загробного бытия, магии, астрологии, заимствование в греческий пантеон восточных божеств, восприятие древневосточной традиции обожествления монархов.

Другими важными факторами развития культуры были: рост мобильности населения, прежде всего интеллигенции, слом полисных рамок, настроения космополитизма и индивидуализма в образованных слоях. Играла большую роль активная культурная политика эллинистических монархов. Важнейшие центры культуры переместились из полисов Греции в столицы эллинистических государств (Александрию Египетскую, Пергам и др.), где были созданы крупные культурные учреждения. В связи с этим культура в целом приобрела придворный, элитарный характер.

Общее изменение культурной обстановки нашло отражение в философии (появление новых философских школ стоицизма, эпикуреизма, скептицизма), в литературе (культ «малых форм», учёности, утонченности и изящества, психологизма при отсутствии художественной силы), искусстве (стремление к монументальности и помпезности, нагнетанию динамизма, бурных проявлений эмоций и страстей). Наивысшего в своей истории развития достигла античная наука.

Эллинистическая цивилизация, во многом не похожая ни на классическую греческую, ни на традиционную восточную, явилась качественно новым этапом в истории Античности и, в свою очередь, оказала огромное влияние на формирование римской цивилизации (см. ст. Рим Древний).

Эллинистическая цивилизация

Эллинистическая цивилизация. Камея Гонзага. Сардоникс. 3 в. до н. э.

Эллинистическая цивилизация

Эллинистическая цивилизация. Храм римского императора Траяна в Пергаме.

Главная страница

Вибропрессованная плитка тротуарная брусчатка www.bordur-trotuar.ru. ; Са002 сдвоенный модульный блок транспак moduls24.ru.

Эллинистическая цивилизация