Архитектура и искусство эпохи ПросвещенияАРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ, выражали идеологию Просвещения эпохи, развивались в рамках сосуществовавших друг с другом барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, реализма (соединение барокко и классицизма в архитектуре Версаля и др.). Во всех этих стилях главное — трактовка нормы (соответствие всего природе человека), её нарушение обличалось и высмеивалось. Дж. Л. Бернини. Ансамбль площади Св. Петра в Риме. Литература эпохи Просвещения публицистична и дидактична, пронизана гражданскими идеалами; её героем был герой положительный (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. О. К. Бомарше, Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан и др.). Отдавая приоритет чувству, сентименталисты выражали протест против нарушения естественных прав человека. В классицизме добрая природа человека противопоставлялась влиянию дурной среды. Ведущую роль играли ирония и сатира (бытовые комедии К. Гольдони, Жана Батиста Мольера), семейно-бытовой роман и «роман воспитания». А. Ватто. Актеры французской комедии. 1714-1715 гг. Английская просветительская литература прославляла экономическое процветание, ставила во главу угла предприимчивого человека, преодолевающего любые обстоятельства («Опыт о человеке» А. Попа, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), или находила гармонию в иронической утопии («Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта). Заметное воздействие на развитие культуры Германии и европейской культуры оказало литературное движение 1770—1780-х гг. «Буря и натиск». Его представители выступали за национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей и героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Откликом на страдания низов народа стало развитие эгалитаристской литературы и социальной утопии (см. ст. Утопический социализм). Ж. А. Гудон. Диана-охотница. 1780 г. Основоположником барочной музыки стал итальянский композитор К. Монтеверди (1567—1643), чьи оперы продолжали традицию ренессансной интермедии. Французский композитор Ж. Б. Люлли (1632—1687) создал жанр т. н. французской увертюры. У истоков классической музыки стояли И. С. Бах (1685-1780) и Г. Ф. Гендель (1685-1759). Идеи Просвещения реализованы в оперной реформе К. В. Глюка (простота, естественность — критерии красоты), в произведениях представителей венской классической школы (И. Гайдн, В. А. Моцарт) и в творчестве Л. ван Бетховена. Для архитектуры и изобразительного искусства барокко характерны оптимизм, цельность, приверженность к ансамблю и синтезу искусств (ансамбль площади Св. Петра в Риме и др.). В произведениях этого стиля противополагались земное и небесное, реальное и фантастическое, духовное и телесное (X. Рембрандт, П. П. Рубенс и др.). Были популярны пышные росписи, панно и многофигурные картины; интерес к внутреннему миру человека и предметному миру вызвал расцвет станковой живописи и графики. Искусство рококо складывалось под влиянием аристократии (с 1720-х гг.). В нём соединялись наслаждение жизнью, фривольность, тяготение к экзотике, парадоксальность — и утончённость, блистательная художественная культура, изобретательность (А. Ватто, Ж. О. Фрагонар и др.). Классицизм взял за образец античное искусство и искусство Ренессанса (архитектор К. Н. Леду, живописцы Ж. Л. Давид, Н. Пуссен и др.) Большое значение приобрела логика, уравновешенность, чёткая передача объёма. В живописи цвет играл подчинённую роль, использовались локальные цвета. В скульптуре классицизма даже движение не нарушало замкнутости форм (Э. Фальконе, Ж. А. Гудон). Поздний классицизм (ампир) приобрёл черты парадности и пышности (1-я треть 19 в.). Просветительский реализм заявил о себе гл. обр. в живописи и графике (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт, Д. Н. Ходовецкий и др.). Вследствие кризиса просветительской идеологии, разрушения эстетического идеала Просвещения в 1-й пол. 19 в. в архитектуре и искусстве утвердилось новое идейное и художественное течение — романтизм. Архитектура и искусство эпохи Просвещения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||