Митраизм
Митраизм, монотеистическая религия, возникшая в Иране и распространившаяся в нач. 1 тыс. н. э. на территории Рима Древнего. В основании культа лежит почитание древнеарийского бога Митры. Письменно зафиксированного священного канона не сохранилось, сакральные знания передавались в устной форме.
Митра приносит в жертву священного быка
Центральный сюжет мифологии — легенда об убийстве божеством жертвенного быка, из останков которого создаются растения и животные. Сам Митра в разные эпохи наделялся атрибутами солнечного доброго бога, создателя космоса, дневного света и жизни на земле, арбитра в споре добра и зла, посредника между духовным и материальным мирами. В зороастризме он символизирует огонь и почитается как заступник за человека перед Ахурамаздой и Анхра-Манью, а также считается покровителем скотоводства (см. ст. Животноводство). Изображался в виде крылатого мужчины с головой льва.
С расширением границ Римской империи митраизм деформировался в синкретическую религию и к 3 в. н. э. стал самым популярным верованием. Эллинистический вариант культа соединил в одном пантеоне древних иранских и греко-римских богов, народную эсхатологию, астрологию и тайные учения. Богослужения проводились в форме мистерий, в которых участвовали только мужчины.
Сохранились развалины подземных или пещерных святилищ — митрейонов (обнаружены гл. обр. на окраинах империи на территории от Британских островов до Балкан). Основная масса верующих состояла из солдат-легионеров и офицеров, воспринимавших Митру как божество, дарующее военную удачу и победу над врагом. Во 2—4 вв. митраизм поддерживали римские императоры (Диоклетиан, Максимиан и др.), это привело к частичному отождествлению Митры с Юпитером (Зевсом).
К 5 в. митраические общины утратили влияние и распались. Некоторые черты культа перешли в христианство (празднование рождения главного божества в день зимнего солнцестояния, 25 декабря, и др.). Видоизменённый образ Митры присутствует во многих эзотерических учениях.
Митраизм
|