ВарныВАРНЫ, в Древней Индии обозначение четырёх основных сословий. Варны: брахманы Арии ещё до прихода в Индию делились на 3 социальные группы: брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшьи — рядовые общинники. В процессе миграции арии восприняли всё её население как четвёртую, низшую варну — шудр, призванных подчиняться и служить им. С каждой из варн ассоциировался определённый цвет: с брахманами — белый, с кшатриями — красный, с вайшьями — жёлтый, с шудрами — чёрный. В Ригведе повествуется о том, как был принесён в жертву первочеловек Пуруша: из уст его возникли брахманы, из рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, из стоп — шудры. Этот миф утверждал иерархию варн и место брахманов на самом верху и отражал представление об обществе как едином теле: шудры — низшие, но и без стоп тело неполноценно. Человек принадлежал к той или иной варне по рождению; это определялось его поведением в прошлом рождении. Родиться шудрой он мог лишь в наказание за совершённые в прошлом рождении грехи. Мальчики из трёх первых варн проходили (и ныне проходят) обряд посвящения: через левое плечо на них надевают священный шнур (из хлопка — брахману, из конопли — кшатрию и из шерсти — вайшье). С этого обряда начиналось обучение, он приравнивался ко 2-му рождению. Дважды рождённые считались ритуально чистыми: им разрешалось изучать санскрит и читать священные тексты. Шудры посвящения не проходили. Вне варн находились неприкасаемые — члены враждебных ариям племён и изгнанники из варн. Они считались ритуально нечистыми: даже взгляд на них осквернял дважды рождённого. Варны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||