Архитектура и искусство в Средние векаАРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА, развивались в рамках разных цивилизаций под влиянием местных традиций и заимствований, изменений в духовной сфере и материальном производстве. Менялись их виды и жанры, усложнялась структура. Живопись и пластика по-прежнему были органично слиты с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, материальной культурой. Войны требовали строительства фортификационных (замки, крепости и др.), а религиозное мировоззрение — культовых сооружений. В городах у стен укреплённых центров росли жилые кварталы. Готический собор в Кёльне. 13—16 вв. В Западной и Центральной Европе искусство синтезировало традиции варваров (см. ст. Великое переселение народов) и воспринятого через арабов и Византию наследия Античности. «Каролингское возрождение» 8—9 вв. — время расцвета искусств. В архитектуре романского стиля (11—13 вв.) впервые последовательно реализована цель культового зодчества — построение Дома Бога с пространством, организованным для выполнения верующими ритуала. Романский храм — массивная, скупо украшенная базилика (прямоугольная в плане, разделённая внутри колоннами на 3 продольных прохода — нефа) со сводами в форме полуцилиндров (цилиндрические) или двух скрещивающихся полуцилиндров (крестовые) и небольшими окнами. Готика (2-я пол. 12—16 вв.) принесла новые типы общественных зданий: городской собор, ратуши, дома цехов ремесленных и гильдий. Её черты: вытянутость вверх, высокие ажурные башни, просторное внутреннее пространство, стрельчатые окна с витражами, изобилие монументальной скульптуры. Идеи Ренессанса (гуманизм, интерес к Античности) воплощены в палаццо (домах-дворцах с симметричными фасадом и внутренним двором) и избегающем симметрии стиле барокко. Богато декорированные лепниной храмы и дворцово-парковые ансамбли состоят из разных по высоте и плану помещений, связаны с окружающим пространством (собор и площадь Святого Петра в Риме и др.), украшены живописью и скульптурой, созданными для конкретных интерьеров и приобретшими статус «свободных художеств». Хлудовская псалтирь 9 в. Христианское (православное) искусство Византии складывалось прямо на античной основе. Его влияние на страны юга и востока Европы, Грузию и Армению огромно. Ему присущи: индивидуализм (вера в индивидуальное спасение), почитание императора, условность и следование канону, сознательное ограждение от иноземных влияний. Литература представлена литургической поэзией, агиографическими сочинениями, мемуарами, воинским эпосом. С 11 в. вокруг влиятельных меценатов складываются литературные кружки. В архитектуре доминируют купольные базилики и крестово-купольные храмы (Софии Святой собор в Константинополе и др.) с мозаиками и фресками внутри и с узорной кладкой, «изразцами» снаружи. В Византии появилась иконопись и иконостасы, высокого уровня достигли книжная миниатюра («Хлудовская псалтирь» 9 в., «Парижская псалтирь» 10 в. и др.) и декоративно-прикладное искусство (перегородчатая эмаль и др.). В её музыке развивались аккламации (славословия) и гимны (Студитский монастырь и др.). Церковная музыка была вокальной и одноголосной. После Константинополя падения (1453) традиции Византии унаследовала Греция. Китайский фарфор 14—15 вв. Ареал арабского искусства — мусульманский мир и сопредельные территории. Оно развивалось во взаимодействии с искусством покорённых народов. Его языком стал арабский язык, а основой — поэзия бедуинов (песни, траурные заплачки, лирика) и рифмованная проза (Хорезми, 10 в.; макамы Бади аз-Замана, 11 в.; мувашшах и заджал Египта и Сирии, с 13 в.). В 9 в. с персидского переведён сборник «Тысяча сказок» («Хезар афсане») — прототип «Тысячи и одной ночи». Классическая арабская музыка — вокальная, с применением глиссандирования (скольжения от звука к звуку) — повлияла на музыку Испании и Португалии. Сооружения арабской архитектуры: крытые рынки, караван-сараи; медресе, купольные мечети и мавзолеи из кирпича, с использованием в облицовке керамической резной мозаики; дворцы и замки (Альгамбра в Гранаде и др.). Их украшали резьбой, инкрустацией, цветной глазурью и позолотой. Запрет на изображение живых существ стимулировал развитие арабески и эпиграфического (из надписей) орнамента. Изготовлялись узорные шёлковые ткани, ковры, предметы прикладного искусства. Книжная миниатюра Египта формировалась под влиянием искусства коптов, а сирийская — Византии. Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж. Искусство Юго-Восточной Азии развивалось под воздействием индуизма, буддизма, даосизма, конфуцианства. В Китае при сдаче экзамена на занятие государственной должности требовалось выразить мысли в совершенной литературной форме. Были созданы: стихи в жанрах фу, «новых форм» (4—6 вв.) и ши; песни юэфу и цы; «параллельный» и «древний» стили (с 9 в.), романы-эпопеи (с 14 в.). С 4 в. складывалось искусство каллиграфии, с 7 в. — китайский литературный язык вэньянь. В музыке, танце, театре главенствовала этика. С 13—14 вв. условность — основа эстетики китайского театра. Для архитектуры Китая характерны: скальные монастыри, мемориальные пагоды и наземные храмы; дворцы и фортификационные сооружения (Запретный город и Храм Неба в Пекине др.); вписанность в ландшафт. Сохранились настенные росписи храмов, станковая живопись на шёлке и бумаге. Гуманистические идеалы выражены в портретах, живописи «цветов и птиц», анималистических произведениях, пейзажах «шань-шуй» («горы-воды»), «живописи учёных» и др. Широко известны изделия из белоснежного и многоцветного фарфора и лаковые изделия. Узоры тканей создавались по мотивам, заимствованным из живописи. Искусство Японии развивалось по китайским образцам, в 10—11 вв. появилась категория моно-ноаварэ («печальное очарование вещей»). В литературе особое место заняли никки (дневники, написанные женщинами или от их имени), сборники стихов (танка и др.), эпопея гунки (с 12 в.), драматургия и поэзия рэнга («нанизанные строфы», с 13 в.). Лучшие стихи сводило в антологии ведомство японской поэзии («Вакадокоро»). Сложившийся к 14—15 вв. театр ноо — синтез музыки, танца и драмы; актёры играют в масках. Достигли совершенства деревянные каркасные конструкции жилищ. Синтоистские святилища воспроизводили форму древних амбаров. Самобытны: иконы-мандалы (символические схемы мироздания); живопись школ Яматоэ, Кано и Тоса и живопись тушью (суйбоку); художественные лаки с присыпкой золотой пудрой; скульптурные портреты Кокэя, Ункэя и др.; садово-парковое искусство (храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14-15 вв.). Основа единства искусства Индии — культурные связи её народов. Её литература значительна: на санскрите, тамильском, дравидийских, новоиндоарийских языках, на пушту; с распространением ислама — на персидском. Её архитектура многообразна и пластична: ступы, скальные храмы и монастыри (Аджанта) и др. В их убранстве доминировала скульптура (статуи Будды и др.). После завоевания Северной Индии мусульманами (рубеж 12—13 вв.) появились мечети, минареты, медресе, мавзолеи и прекратилось развитие скульптуры и живописи (из-за запрета изображать живые существа). В Великих Моголов империи (с 16 в.) сложился классический тип центрально-купольного мавзолея (Тадж-Махал). Миниатюра представлена школами: гуджаратской (11—16 вв.), могольской, деканской и Раджастхана (все 16 в.), Пахари. Влияние искусства Индии испытала вся Юго-Восточная Азия. Искусство индейцев Северной Америки вместе с их носителями оказалось в резервациях, Центральной и Южной Америки — пострадало в ходе Конкисты, а затем стало основой современного народного искусства. Под влиянием барокко Испании и Португалии и традиций доколониального периода здесь сформировалась своеобразная архитектура. Архитектура и искусство в Средние века |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||